Поддержание правильного температурного режима двигателя

Поддержание правильного температурного режима двигателя значительно уменьшает износ двигателя и повышает его экономичность. При непрогретом двигателе из-за большой вязкости масла увеличиваются потери на трение, происходит смывание масла со стенок цилиндров конденсирующими парами бензина, повышается износ цилиндров и поршневых колец, увеличивается расход топлива, а также отлагается большое количество липких смолистых осадков на внутренних поверхностях двигателя. При перегреве двигатель начинает детонировать. Кроме того, происходит чрезмерное уменьшение вязкости масла и, как следствие, появление задиров поршней и цилиндров, а также выплавление вкладышей подшипников коленчатого вала.
Наивыгоднейший температурный режим работы двигателя лежит в пределах 80—95° С. Эта температура поддерживается при помощи автоматически действующего термостата и жалюзи, управляемыми водителем.
Для контроля температуры охлаждающей жидкости на щитке приборов имеется электрический указатель, датчик которого установлен в кронштейне водяного насоса. Кроме того, на панели приборов установлена сигнальная зеленая лампочка, загорающаяся при повышении температуры жидкости до 92—98° С. Датчик этой лампочки установлен в верхнем бачке радиатора. При загорании сигнальной лампочки надо открыть жалюзи. Если же жалюзи были открыты, то немедленно остановить автомобиль и устранить причины перегрева (долить воды, увеличить натяжение ремня вентилятора и т. д.).
Емкость системы охлаждения равна 13 л. Доливать и вновь заливать в радиатор нужно только «мягкую» воду, т. е. воду с малым содержанием солей. Для уменьшения отложений накипи на стенках рубашки охлаждения двигателя и в трубках радиатора воду в системе охлаждения следует менять как можно реже. Смягчать жесткую воду добавлением щелочи нельзя, так как щелочь разрушает алюминиевые детали двигателя (блок цилиндров, головку блока, кронштейн и корпус водяного насоса). Зимой рекомендуется заливать в систему охлаждения жидкость с низкой температурой замерзания — антифриз (ГОСТ 159—52). При температуре до — 40° С следует пользоваться охлаждающей жидкостью марки 40, при более низкой температуре — марки 65. Охлаждающая жидкость с низкой температурой замерзания представляет собой смесь этиленгликоля и воды. При понижении уровня этой жидкости вследствие ее выкипания необходимо в радиатор доливать чистую воду, так как из жидкости в первую очередь испаряется вода ввиду того, что точка кипения воды ниже,
чем у этиленгликоля.